|
|
2007 © РОССИЙСКАЯ ЛИГА МАССАЖИСТОВ Все права защищены. |
|
|
| Братья Запашные | |
| Эдгард Вальтерович Запашный родился 11 июля 1976 года.
Аскольд Вальтерович Запашный родился 27 сентября 1977 года.
Всё начиналось, как в любых семьях цирковых артистов. Мечты родителей о продолжателях традиций цирковой семьи, надежды, планы... Но, будучи ещё не рожденными, ребята даже не могли представить, насколько большие надежды отца были возложены на них, еще не родившихся сыновей...
Прежде всего, родители были уверены, что родятся именно мальчики. И после того, как родился первый, сообщение из роддома мгновенно долетело до цирка, где, кстати, в это время в самом разгаре проходило представление, которое естественно сразу же было остановлено по случаю такого события.
Но сообщения было, конечно же, слишком мало, и... за ним последовало удаление с манежа отца - Вальтера, который, извинившись перед зрителями, оставил группу хищников на пять минут, и, выбежав во двор цирка, выпалил всю обойму холостых патронов из своего нагана, затем разрядил в воздух ракетницу. Всё это сопровождалось громкими криками "Ура!".
Затем Вальтер Запашный проследовал на манеж, где и закончил работу с животными, которые ещё долго не могли понять столь странного поворота сценария в тот день работы. Эмоциям не было предела, и Вальтер Михайлович решил предоставить всем работникам цирка возможность разделить свою радость по поводу рождения первого сына, решив организовать ПИР НА ВЕСЬ МИР... Точнее пир на весь цирк для всех артистов программы.
Говорят, что в ту ночь не спал никто, а цирк в буквальном смысле слова качался от веселья. Но конечно мы не будем описывать представление, которое демонстрировали артисты на следующий день, веселившиеся и не спавшие всю ночь, т.к. надеемся, что вы и сами догадываетесь о том, как может прыгать не выспавшийся акробат, или сколько предметов двоится или троится у жонглёра после сильного похмелья.
Но скажем лишь одно, веселье было грандиозно, настолько грандиозно, что про новорожденного и его мать вспомнили лишь на следующее утро в 5 часов, когда и изволили заявиться в роддом с громадными букетами цветов и большими извинениями...
Вот с этих дней и началась беспокойная жизнь пока ещё одного из братьев. Пока еще, потому, что второй родился лишь через год и три месяца спустя. Празднование рождения второго брата не получилось таким громким и весёлым, поскольку Запашные в ту пору переживали не самые лучшие времена.
Они не работали, а находились на репетиционном периоде, подготавливая молодых животных. Кстати роды прошли в весьма интересной обстановке. Когда мать братьев, Татьяна, почувствовала приближение родов, она начала звать на помощь. Говорила, что рожает. Но медсёстры были видимо, чем-то очень сильно заняты, поскольку на просьбу о помощи откликнулись так: "Если будешь кричать, циркачка, то выкинем из больницы, и будешь на улице рожать".
В результате роды принимали студенты - негры вместе со своим преподавателем, к счастью проходившие практику в этой больнице. По-видимому, в нашей стране нигде не могут обойтись без международной помощи. Вот такой вот цирк... в роддоме. Таким образом, появился на свет второй брат - Аскольд.
Кстати людей обычно интересует вопрос, почему такие необычные имена? Ответ очень прост. Как мы уже говорили, отец изначально надеялся, что сыновья будут работать в цирке. Поэтому имена выбирались с условием созвучности с отчеством и, конечно же, фамилией, дабы на манеже все вместе звучало достойно.
Представьте на минутку сочетание: "На манеже Иван и Василий Запашные!" Так что имена подбирались по обоюдному согласию родителей, с учётом определённых критериев. Кстати, немного отклоняясь от темы Запашных, считаем интересным сообщить один прикольный факт. В российском цирке есть молодой артист под именем Ричард Колобашкин. :) Не знаем, как Вам, а по нашему это Вовочка Запашный, только наоборот. Так сказать долгоиграющая шутка родителей Колобашкиных.
Эдгарда назвали сразу, хотя в последствии на протяжении всей жизни, среди друзей и родных, звали его Гариком. Объясняют это неудобством называния маленького мальчика столь серьёзным именем как Эдгард. Но по мере его взросления, от Гарика стали отвыкать, всё чаще и чаще называя его Эдгардом. А вот с именем Аскольд получилось немного иначе. Вариантов было море. Среди них даже были и такие как Ричард, Октавиан, Зигфрид. Да, по поводу имени Октавиан, ребята смеются, и по сей день. Эдгард шутит, что если бы его брата звали Октавиан, то он, наверное, в периоды ссор, называл бы его уменьшительно ласкательно, и с издевательством - Октавиаша. А Аскольд с улыбкой крестится, и говорит, что благодарен судьбе за то, что его не назвали вот таким образом, хотя на самом деле надо благодарить не судьбу, а родную мать, которая своевременно не позволила отцу назвать сына столь экстравагантным (если не назвать каким другим словом) именем. И это лишь немного из рассказа о том, как появились на свет сыновья Вальтера и Татьяны. Хотя долго задерживаться на этом мы не хотим, ведь впереди ещё много на наш взгляд интересных и ярких моментов жизни Запашных.
Одним из немаловажных периодов в жизни братьев было поступление и учёба в школе. Аскольда отдали в школу вместе с братом, несмотря на возраст, ему только исполнилось 6 лет. А если быть ещё более точными, то лет ему тогда было только 5, т.к. день рождения у него в конце сентября. Родители просто хотели, чтобы братья учились вместе. Считали, что таким образом сыновьям будет легче учиться, т.к. учиться цирковым детям приходится особенно трудно.
Частые переезды сопровождаются, естественно, частыми сменами школ. А это, поверьте не каждому ребёнку по плечу. Первой проблемой в учёбе, всегда было нахождение общего языка с учениками в каждой новой школе. Часто приходилось быть "чужаками" среди учеников, и далеко не все знакомства заканчивались благополучно.
Но, как говорят Аскольд и Эдгард, на эти случаи всегда были две пары кулаков. Они далеко не были хулиганами, но частенько возвращались из школы, с симпатичными фингалами под глазами. Говорили, что обидно, когда тебе начинают указывать на то, что можно делать, а что нельзя, твои же одногодки.
Но, несмотря на такие трудности, братья учились хорошо. Всегда были 4-ки и 5-ки, редко 3-ки и тем более 2-ки. А иначе быть не могло, ведь даже за тройки их серьёзно наказывал отец. Ну а за двойки по ним всегда скучал добротный цирковой хлыст - арапник. Вот так и приходилось учиться ребятам, постоянно переезжая и сменяя одну школу за другой.
Сейчас уже, наверное, трудно посчитать, как много городов они посетили за период учёбы в школе, но тот факт, что артисты цирка чаще всего гастролируют в одном городе не больше месяца, говорит о многом. Таким образом, братья отучились 10 лет и, закончив учёбу, вплотную занялись составлением планов творческой деятельности, а затем и самим творчеством.
Естественно, изначально всеми творческими планами руководил отец и учитель Аскольда и Эдгарда - Вальтер Михайлович. Долгое время он подготавливал ребят для работы во всевозможных жанрах циркового искусства, таких как акробатика, эквилибр, жонглирование и дрессура.
Постепенно, репетируя день за днем, Вальтер Михайлович готовил сыновей к трудной работе в манеже. Ведь каждый выход на манеж к зрителям, а тем более первый, несет в себе как физическую, так и огромную психологическую нагрузку. Представьте себе, что нужно в присутствии полутора тысяч человек, которые смотрят только на тебя, показать что-то, что ты умеешь, да так, чтобы им понравиться, и они начали тебе аплодировать.
Поэтому, как принято в семьях цирковых артистов, Аскольда и Эдгарда занимали во многих выходах на манеж ещё задолго до работы в полноценном самостоятельном представлении. Однажды Аскольду в возрасте тринадцати лет даже пришлось работать в роли ковёрного, то есть циркового клоуна. Хотя, как рассказывает он сам, смеялись только цирковые и прикалывались не над репризами, а над горе-клоуном. Но он никогда не жалел, что произошло, ведь в жизни он считает: все нужно хоть один раз попробовать, а тем более цирковому артисту, которому любой жанр циркового искусства может пригодиться.
Также неоднократно ребята принимали участие в новогодних цирковых представлениях - сказках, где чаще всего были ведущими героями. Первое такое представление, кстати, именно его братья считают своим первым полномасштабным выходом на манеж, состоялось на манеже Рижского цирка в 1989 году.
Представление называлось "Машина времени", в котором Аскольд и Эдгард играли роли пацанов - хулиганов, которые украли у цирковых клоунов машину времени, перемещая их из одной эпохи в другую.
Другим большим выходом на манеж для них стало новогоднее представление в самом большом цирке нашей страны - Большом Московском цирке на Ленинских горах. Там они стали главными героями сказки с очень оригинальным названием "Снеговик берёт заложников" И именно в этой сказке Аскольд и Эдгард впервые получили возможность работать в одном коллективе с такими большими мастерами отечественного цирка, как Валентин Дикуль, Бяшим Аннаев, Юрий Аверьино.
Но всё это было лишь подготовкой для осуществления одного проекта - большого аттракциона с участием Аскольда и Эдгарда, под названием "Сон".
В этом аттракционе предполагалось участие огромного количества различных животных, таких, как пони, лошади, обезьяны, попугаи, тигры, львы и много другой полосатой, волосатой и лохматой живности.
Подготовкой этого аттракциона братья Запашные занялись ещё задолго до окончания учёбы в школе. Были приобретены нужные животные, ежедневно проводились репетиции, и даже приходя из школы, ребята прямиком направлялись в цирк на тренировку.
Как рассказывают они сами, особенно трудными были репетиции с обезьянами, поскольку отец особенно трепетно относился к этим животным. Все вокруг отмечали, что Вальтер Михайлович "игрался" с обезьянками, поскольку полюбил этих животных больше, чем других животных в цирке. Поэтому в случае неправильного, по мнению Запашного, обращения с обезьянами, доставалось абсолютно всем, кто находился рядом. Именно такими были репетиции под началом Вальтера Михайловича, которые медленно продвигали аттракцион к своему выпуску, который по оценкам самих Запашных должен был состояться после окончании школы.
Но когда ребята, наконец, закончили учёбу, все будущие планы пришлось пересмотреть. Появилось много проблем, которые заставили многих артистов забыть о творчестве и вообще, о цирке. Поэтому братьям Запашным тоже пришлось в корне пересматривать свои проекты и планы. Об аттракционе пришлось временно забыть, но животных все же Запашные хотели сохранить.
В начале 1991 года внимание Запашных привлёк предложенный контракт в Китай сроком на полгода, с правом пролонгации (дальнейшего продолжения работы по обоюдному согласию). Контракт показался Запашным интересным, но, к сожалению, Китайскую сторону интересовала только половина животных, хотя самым интересным в договоре было то, что китайские импресарио упомянули о возможности работы Запашных в строящемся Сафари парке, сроком на несколько лет. А вот уже работа в Сафари позволяла перевозку всех имеющихся животных на территорию КНР, поэтому именно в контракте с "Китайскими друзьями" Запашные увидели перспективу сохранения всех имеющихся у них животных.
Китай стал для Запашных наиболее запомнившейся страной. Ведь согласитесь, что это не шутка - прожить в чужой стране, среди абсолютно других людей, с другими обычаями и нравами на протяжении почти четырёх лет. Ну а не рассказать про этот период их жизни, с нашей стороны было бы просто глупо.
Ну, прежде всего надо сказать, что за первые шесть месяцев пребывания в Китае они успели побывать в двенадцати различных городах. Не пропустили и такие города как Пекин и Шанхай. В особенности им запомнился Шанхай, где на улицах было столько народа, что даже сопровождаемые полицейским эскортом и, при необходимости проезжая по улицам города по встречной полосе, умудрялись стоять в пробках целыми часами. Пекин запомнился своей знаменитой достопримечательностью - Великой Китайской стеной. Этакое длиннющее, и совершенно бестолковое на первый взгляд сооружение, пройдя по которому метров сто, группа артистов остановилась в недоумении. Ведь идти можно было долго, а смысла не было абсолютно никакого. Но память о посещении всё равно осталась огромная, потому, что как говорят китайцы, только тот, кто хоть однажды стоял на Великой стене, является настоящим мужчиной.
А вот насчёт знаменитого экзотического китайского питания у Запашных осталось особое впечатление. Они признались, что сначала было нелегко пережёвывать жареных скорпионов и прочую ползающую живность и обитателей морской фауны, хотя со временем можно было привыкнуть даже к этому.
Лишь к одному блюду, они всегда относились с неприязнью - очень популярному в Китае деликатесу - жареной собаке. А причиной тому послужила огромная любовь и уважение к этому животному. Ведь на протяжении всей жизни у Запашных дома обязательно живёт одна, а порой и даже несколько собак.
Несмотря на то, что Запашные уже много лет предпочитают в качестве партнёров тигров, у них дома никогда не жили кошки. А вот причиной этому служит отнюдь не то, что большие и полосатые кошки надоедают им на работе так, что нет желания видеть их дома, а то, что они считают кошек очень непреданными и неискренними, и прямо противоположными преданным собакам. Ну, продолжим дальше по порядку, дабы не уйти от основной темы. Отработав по основному контракту, Запашные отправились в город Шень - Чжень, где в течение трёх лет работали в ранее упомянутом Сафари парке. Аскольд и Эдгард рассказывают, что там им было действительно весело. Для них специально отстроили большой летний цирк, вмещающий в себя около 1100 зрителей, в котором они сами себе были хозяевами. Рядом был построен дом, где они и проживали.
Иногда ребята шутили, что с одной стороны проживание в такой близи с цирком может стать вариантом типа "цирк - дом, дом - цирк, цирк - дом - дурдом", но на самом деле такая близость только помогала на пути создания и совершенствования их номеров. В цирке кипела работа, ребята занимались акробатикой, дрессурой животных, жокейской работой на лошадях, жонглированием. И вскоре они уже имели три абсолютно самостоятельных номера - "Жонглёры на лошадях", "Свобода чубарых лошадей" и "Дрессированные обезьяны". Но, к сожалению, со "Свободой чубарых лошадей" долго поработать не удалось из-за гибели некоторых из лошадей, заболевших вирусной инфекцией. Поэтому в дальнейшем братья работали только над двумя оставшимися номерами.
А Вальтер Михайлович в это время занимался тем, чего больше всего хотели китайцы от Запашных, приглашая их в Сафари парк - обучением мастерству дрессуры китайских специалистов. Для китайцев это было очень важно, ведь школа дрессуры в китайских цирках была очень слабой. Многие из китайских экспериментов братья помнят до сих пор.
Кстати, ещё один немаловажный вопрос, который ребятам задают чаще всего:
Почему же они окрашивают волосы в белый цвет? Вы, возможно спросите: "А при чём тут этот вопрос, во время рассказа о Китае?". Но дело в том, что белые волосы самым коренным образом связаны с Китаем. Именно там руководители Сафари парка попросили ребят изменить цвет волос, так как хотели выделить их среди китайцев во время участия в параде - представлении, проходящем ежедневно на стадионе этого парка. Ну а со временем всё это переросло в имидж, многие зрители, посетившие представления, узнают ребят на улицах именно по волосам. И изменить этот имидж сразу было бы очень трудно. Да и, откровенно говоря, у них и у самих особого желания для этого нету.
Последнее, что хотелось бы сказать про пребывание Запашных в Китае то, что за три года Аскольд и Эдгард имели возможность всесторонне развивать себя. Именно там они начали качаться и активно заниматься изучением китайского языка. В результате они научились вполне уверенно говорить на разговорном китайском языке. Причиной тому стало самое главное по утверждению братьев: необходимость общения с посторонними людьми и, что самое главное, с прекрасной половиной человечества. Ведь на протяжении трёх лет из русскоязычного населения им приходилось общаться лишь со своей семьёй и единственным русским другом одногодком, который работал у них же служащим.
Таким образом, Аскольд и Эдгард вместе со своей семьёй провели в Китае почти четыре года, и по окончании контракта настало время возвращаться на родину.
Запашные возвращались домой, но Родина как всегда своих героев не ждала, и помощь на встречу присылать не собиралась. А в связи с тем, что на протяжении работы в Китае, по условиям контракта из русских служащих у Запашных был только один ассистент, а остальные 11 человек были китайцами, в дороге за животными после пересечения границы Запашным пришлось ухаживать самим. И что самое интересное, переезд оказался одним из самых продолжительных в жизни семейства.
Дорога от города Шень - Чженя до города Ставрополя заняла тридцать девять суток, проведённых в товарных вагонах вместе с животными. Ребята вспоминают об этой дороге с особым весельем, хотя говорят, что заново пережить такое приключение совсем не хотелось бы. И самое смешное было то, что по приезду на родину после столь продолжительного зимнего переезда, сопровождаемого топкой печек углём, уходом за животными, кормлением, Запашных долго не могли отличить от китайцев, а ещё точнее, от китайских бомжей, настолько сильно копоть впиталась в лица и одежду "путешественников". Ведь принятие душа в товарном вагоне было фактически непозволительной роскошью.
Но, как известно, никакие трудности не могут остановить человека, если он очень настойчив, а главное, уверен в достижении поставленных перед собой задач. Так и для братьев этот сложный переезд стал лишь испытанием на пути к осуществлению поставленных целей.
Оправившись от тяжелой дороги, они сразу же занялись планированием гастролей по России. Тогда они понимали, что путь к настоящему успеху лежит, прежде всего, через успех в родной стране. Но и эта также была задача не из лёгких, поскольку российская публика издавна была избалованна высоко профессиональными цирковыми артистами и номерами. Поэтому ребятам пришлось немало попотеть для приобретения одобрения и уважения российских зрителей.
В течение года Запашные посетили такие города как Кисловодск, Ростов на Дону, Саратов, Нижний Тагил и многие другие, постепенно приближаясь к своему первому серьёзному творческому испытанию.
Этим испытанием для ребят стал "Первый Всероссийский конкурс артистов цирка" в городе Ярославле, куда Аскольд и Эдгард приехали со своими двумя номерами. Кстати, самой большой сложностью было психологическое состояние братьев. А именно то, что к тому времени Вальтер Михайлович находился в реанимационном отделении Санкт - Петербургского института травматологии, где ему была проведена операция профессором Неверовым по замене тазобедренного сустава на искусственный эндопротез, последствие травмы в результате нападения тигра.
Братья лишились сразу двух преимуществ перед соперниками - опытного наставника в лице Вальтера Михайловича, и поддержки самых родных людей - отца и матери, которая вылетела вместе с отцом в Санкт - Петербург для ухода за ним на время операции. Всё это, конечно, оказывало огромное давление на ребят, ведь даже накануне столь серьёзного конкурса они не могли не переживать за успешный исход операции.
Но родители смогли внушить ребятам уверенность в надёжности российской медицины и уверенность в победе на конкурсе, созваниваясь с ними каждый день по телефону, поэтому Аскольд и Эдгард целиком и полностью сосредоточились на работе, результатом которой стал главный приз Ярославского конкурса - "Золотая тройка" и приз ассоциации китайских цирков - "Золотой лев".
С тех пор Аскольд и Эдгард полностью отдались любимому искусству. Они продолжали работать над своими номерами, совершенствовали мастерство жонглирования и подготавливали новых животных. А награда на конкурсе в Ярославле стала далеко не последней оценкой их творчества. В конце 1997 года, во время гастролей в Москве ребята были признаны "лучшими цирковыми артистами года".
Этот приз учредило правление творческого союза цирковых деятелей России под председательством Э.Э. Кио. А во время гастролей по Японии в 1999 году ребята получили факс из Москвы, сообщающий, что им было присвоено звание "Заслуженных артистов России", таким образом, они стали одними из самых молодых артистов, носящих столь почётное звание. Затем они ещё некоторое время гастролировали в России и за рубежом, и в 2001 году во время очередных гастролей в московском цирке на проспекте Вернадского Аскольд и Эдгард стали лауреатами Национальной премии "ЦИРКЪ" и были награждены специальным призом Большого Московского цирка.
А что касается их планов на будущее, то они уходят далеко вперёд. Они мечтают поднять цирковое искусство на очень высокий уровень, считая искусство цирка далеко ничем не уступающим эстраде и кино, и это совсем не пустые слова. Уже несколько лет братья вынашивают проект создания грандиозного циркового представления, сочетающего в себе все самые новые достижения цирка, светового и музыкального оформления. Но, к сожалению, для его создания они часто сталкиваются с финансовыми проблемами, так хорошо известными в нашей стране. Но Аскольд и Эдгард никогда не отчаиваются и будем надеяться, что уже очень скоро мы сможем лицезреть, абсолютно новое цирковое творение братьев ЗАПАШНЫХ!
|
|
|
|